660064, г. Красноярск, ул.Академика Вавилова, д. 1А
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Главная
-
Публикации
-
Публикации
-
Василий Моргун: «В Красноярском крае должны быть сотни местных брендов»

Василий Моргун: «В Красноярском крае должны быть сотни местных брендов»

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае» (ФБУ «Красноярский ЦСМ») на пороге большого и значимого для всего региона события – 90-летия государственной системы метрологии и стандартизации на территории Красноярского края.

В октябре 1926 года на базе поверочной палатки было создано Красноярское отделение Томской поверочной палаты мер и весов. С образованием Красноярского края появилось управление мер и весов, а затем и лаборатория государственного надзора. Пройдя вместе с краем Великую Отечественную, восстановление экономики, промышленный подъем и расцвет сельского хозяйства, пережив реформы 90-х, Красноярский ЦСМ превратился в мощный центр по обеспечению в регионе  государственного метрологического контроля, целью которого является защита интересов граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Более того, сегодня Центр стандартизации и метрологии – это еще и база для развития инноваций, создания новых приборов и технологий, формирования инициатив для развития потребительского рынка всего Красноярья. О прошлом, настоящем и будущем Красноярского ЦСМ рассказывает директор Центра, доктором биологических наук, профессором Василий Николаевич Моргун.

---

СИЛА ИСТОРИИ

---

- Василий Николаевич, разрешите Вас поздравить с юбилеем Центра. Насколько важно хранить историю системы стандартизации и метрологии в нашем крае, и много ли осталось артефактов с того времени?

- Спасибо! История действительно играет важную роль для Центра, ведь это, по сути, часть летописи всего края. Формирование поверочных органов в регионе произошло не просто так – оно было связано с новым этапом его промышленного освоения. Начиналось строительство новых заводов, например Красноярского машиностроительного, развивалась добыча полезных ископаемых, велась коллективизация сельского хозяйства. Возводились целые города. Можно по-разному оценивать эти события, но они требовали четкого государственного контроля в области мер и весов. Поэтому наша служба с годами не только не снижала темпа, но и наращивала свой потенциал. Сегодня мы работаем по десяткам направлений и это далеко не предел: современные требования, запросы в сфере стандартизации только растут. Стандарты по-прежнему правят миром. Более того, их роль только усиливается. Ни один новый товар не выйдет на рынок, если не пройдет этап стандартизации. Метрология же обеспечивает функционирование продукта или изделия на этом рынке. Что касается артефактов, то они по-прежнему «в строю». В Центре мы до сих пор используем ряд приборов для поверки и калибровки родом из 1960-х. Связано это не с нашей «бедностью», а с их уникальностью, точностью и надежностью. Техника, сделанная по аналоговым схемам, живет долго. В этом ее преимущество перед цифровым оборудованием. Но мир измерительных приборов огромен. Наверное, в каждой семье есть весы, линейки из советского, а может быть, и царского прошлого. Такие вещи могут служить столетиями.

---

- Насколько сегодня велика потребность в новой технике в Центре?

- За последние годы мы инвестировали десятки миллионов рублей в новое оборудование. Сфера деятельности Центра постоянно расширяется – появляется все больше техники, часто цифровой, которую также нужно поверять, ремонтировать, вести ее сервисное обслуживание. На сегодня Красноярский ЦСМ – это больше сотни различных направлений работы: от поверки обычных весов до крупных объектов весом в сотни, а то и тысячи тонн. Нам приходится иметь дело и с тепловизорами (а они также объект настройки и поверки), и с нефтяными резервуарами, энергоагрегатами и трансформаторами. Созданы или создаются лаборатории по исследованию энергоэффективности бытовой техники, качества мебели. Функционируют центры по развитию новых технологий в ЖКХ, по ремонту и сервису сложных медицинских приборов. Все это требует должного уровня финансовых вложений в материальную базу. ЦСМ приобретает как зарубежное, так и отечественное оборудование. К сожалению, надо признать, что Россия во многом потеряла собственное приборостроение. И только сейчас делаются робкие шаги по его возрождению. Здесь как раз очень остро стоит вопрос импортозамещения.

---

- Есть ли возможность изменить эту ситуацию?

- Лидерство в любой отрасли экономики и даже в науке жестко привязано к прибороизмерительной базе. Мнение о том, что тема единства измерений касается только самих измерений, глубоко ошибочно. Тот, кто контролирует производство приборов, как правило, контролирует и конкретную отрасль. Это правило действует по всему миру: в биологии, астрономии, электронике и множестве других направлений. Не так давно в России были разработаны самые точные в мире атомные часы. Прогноз погрешности для них составляет одну секунду на три миллиарда лет. Это настоящий прорыв нашей науки, так как от таких часов зависит синхронизация данных GPS и ГЛОНАСС и, как следствие, рост точности определения местоположения объектов буквально до нескольких сантиметров.  К сожалению, в нашей стране таких примеров пока немного. Очевидно, что необходимо восстановить связь науки и промышленности, чтобы технологические подвижки стали обыденным явлением, а не сенсацией.

---

- Какую роль в восстановлении приборостроения готов сыграть Красноярский ЦСМ?

- Центр выступает в роли заказчика оборудования, но параллельно участвует в разработке приборов. Конечно, первенство здесь за наукой – у нас есть прекрасная база Сибирского федерального университета. В сотрудничестве с вузом, промышленниками мы могли бы сформировать производственную цепочку по выпуску измерительных приборов, приборостроительный кластер, обеспечить необходимыми методиками и подготовить стандарты. Кстати, Красноярский ЦСМ сейчас завершает доводку делителя напряжения для поверки высоковольтных трансформаторов тока. Имеющееся на рынке оборудование слишком громоздко, у нас же образец достаточно компактный. Еще один пример – бытовые приборы. То, что покупают и чем пользуются красноярцы – измерители температуры, влажности, давления – не выдерживает никакой критики. Эти приборы неточны. Погрешность достигает десятки процентов! Я это знаю, так как люди приносят на поверку барометры и термометры. Поэтому Центр ведет разработку комбинированного бытового прибора, способного показывать температуру, влажность и давление.

---

СЕЛО РОДНОЕ

---

- Красноярский ЦСМ стал пионером объединения производителей качественной продукции в крае. Одним из результатов такой работы стало появление молочного кооператива с выходом на бренд «Село родное», постепенно интегрируют свои усилия предприятия мясной отрасли…

- Да, действительно, в 2015 году под эгидой Центра был сформирован молочный кооператив, объединивший ведущих производителей качественного молока в крае. Сегодня, с подписанием ряда соглашений, можно сказать: проект развивается успешно. Наша продукция заявила о себе, вошла в торговые сети, создан единый бренд «Село родное». Но это только начало пути. Мы подняли тему качественной продукции, она стала предметом дискуссий не только в обществе, но и среди представителей власти – и исполнительной, и законодательной. Однако за последние десятилетия край потерял слишком много своих предприятий, в том числе и брендовых. С нами в сфере контроля качества продукции сейчас сотрудничает около 20 продуктовых компаний, по региону их чуть больше. И все.  Красноярский край при огромных расходах на АПК – до шести миллиардов рублей в год – продолжает жить в 1990-х (датируя производство сырья). Что с того, что мы выбились в сибирские лидеры по сбору зерновых? Какова от этого польза большинству красноярцев, кроме абстрактной радости от больших цифр? Производство сырья не формирует внутреннего рынка: сегодня пшеницу можно отправить на переработку в один регион, завтра – в другой, послезавтра – вообще в Китай. Нет бренда «красноярское зерно», да и не может быть. Надо менять систему государственной поддержки – помогать и тем, кто трудится в поле и на фермах, и тем, кто перерабатывает сырье. Тогда у нас будет больше местных брендов, появится рынок для региональной переработки, производитель вытащит всю цепочку, пополнив бюджет и создав новые рабочие места. Нам надо понять, что местная продукция всегда более качественна, свежа и полезна, так как она ближе к потребителю.

---

- То есть будущее – за небольшими брендами?

- Именно так. Нам нужны сотни местных брендов. Посмотрите на финскую Valio: это кооператив. Единый бренд – для сетевой торговли, отдельные же предприятия кооператива в своих территориях часто имеют собственные бренды. Это дополнительное преимущество – люди ориентируются на родной вкус, на химию товара. Небольшим, направленным на рынок «у дома», компаниям нет смысла конкурировать с транснациональными корпорациями – у них другой потребитель, другой маркетинг.

---

- Какие товары могли бы стать новыми краевыми брендами?

- Сибирь в свое время пробилась на мировой рынок с животным маслом. Для края это также мед, дикоросы. Потенциально – рыба, оленина, имеющая особый вкус южная баранина. Но для того, чтобы выходить на соседние рынки, мы должны вернуть рынок края, а потом уже думать об экспансии.

---

MADE IN EURASIA

---

- Красноярский ЦСМ известен на всю Россию своими рейтинговыми оценками продуктов питания. Недавно начался и мониторинг товаров легкой промышленности. Что за этим должно последовать?

-  Наша задача здесь достаточно проста: показать потребителю, что из себя представляет тот или иной товар, насколько он соответствует требованиям стандартов и технических регламентов, насколько полезен или, напротив, опасен для человека. Неслучайно начало нашего мониторинга изделий легкой промышленности положили обычные носки. Никто не придет их проверять специально. При аллергии или неудобстве человек просто выкинет их вместе с деньгами, потраченными на покупку. Поэтому в рамках рейтинговой оценки пришлось проверить все – от прочности тканей до стойкости окраски. Как выяснилось, производители и здесь стремятся к обману: вместо хлопка – синтетика, сомнительные красители, причем независимо от того, где носки произведены – в России или за ее пределами. Конечно, мы хотим, чтобы качественная продукция легкой промышленности выпускалась и в Красноярском крае. Системно такой отрасли в регионе, можно сказать, нет – лишь отдельные элементы. Для ее развития должна быть  отраслевая политика. Конечно, не дело государства шить постельное белье или школьную форму. Бизнес их сам сошьет. Но государство должно установить правила игры. То же самое касается и производства мебели. Предприниматель должен быть готов продвигать свой товар, держаться в честной конкурентной борьбе, требовать от власти правил игры. И тогда «островки» производства превратятся в полноценные отрасли. Конечно, чиновникам нужно определить, какие отрасли больше всего нужны в крае – пусть будет восемь-десять направлений. Красноярский ЦСМ, со своей стороны, готов поддержать производителей за счет контроля качества продукции, ее стандартизации, что позволит выводить товары на краевой и соседние рынки.

---

- В последнее время появилась информация о дискуссиях вокруг единой маркировки товаров стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Когда и на каких товарах края может появиться надпись Made in Eurasia?

- Появление такой маркировки – неизбежный этап евразийской экономической интеграции. Идет поиск групп товаров, которые можно продвигать на внешние рынки именно с такой формулировкой. Полагаю, что процесс будет сложным и долгим. Это совершенно нормально, демократично, так как такие решения задевают интересы многих сторон. Зато и принимаются на века. Но чтобы наш голос звучал в мире весомее, необходимо возрождать промышленность и науку. Повышать долю страны в выпуске индустриальной продукции. Эта задача актуальна и для Красноярского края как значимой части нашей Родины.    

06 октября 2016

Новости

-->